?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Предисловие здесь.

Активная ссылка при публикации на сторонних сайтах обязательна.

Маранола, Гаэта: мавзолей, собор и музей Фонди и Сан Маньо, Итри Чочария: Чертоза ди Тризульти
Чочария: Алатри, Вероли, Казамари... Тарквиния-Корнето Ассизи, Ассизи и Рим

Ясным воскресным утром мы поехали "по живописным окрестностям". Нас не могут просто отпустить в Рим (до которого полтора часа на поезде), поэтому и принимающей стороне, и нам приходится изыскивать красоты поблизости. К седьмой поездке таких неувиденных еще аттракций осталось не так уж много. Но решения принимали не мы, поэтому нам оставалось только постараться найти и увидеть что-то интересное и в малом (дальше 26 фотографий с текстом).


Так что, повторюсь, ясным утром мы выехали в городок Маранолу, расположенный рядом с Формией, это по сути часть Формии. Отсюда открывается прекрасный вид на залив Гаэты, на Формию на берегу и на соседние горные вершины. Впервые Маранола упоминается как поселение в начале XI века. Зарождение города типично для Тирренского побережья: спасаясь от набегов сарацин и пиратов, жители отступали в горные прибрежные районы, забираясь повыше. Дальнейшая его жизнь связана с известной фамилией Каэтани, там даже построили замок, в который мы так и не смогли попасть.

1.
Formia_Maranola_2015_01.jpg
Как говорила Алиса в записи на моей любимой в детстве пластинке: "море всегда устроено так — вокзал, потом пляж, потом море. А здесь значит наоборот — море, пляж, вокзал." Вот Маранола еще дальше от моря, за вокзалом.

2.
Formia_Maranola_2015_k_28.jpg

Вид с той же смотровой площадки в другую сторону. На холме виден замок Castellonorato, мимо которого нас провезли позже.

3.
Formia_Maranola_2015_02.jpg

Вход в старый город. В 1872 году главные городские ворота на этом месте были перестроены чтобы освободить место для нового фасада мэрии. Еще раньше здесь было замковое укрепление и единственный вход в город. Между прочим, на одном из плакатов, висящих на фасаде, анонсируется рождественское местное событие — "Оживший вертеп" (Presepe Vivente). В этом году было юбилейное, c 1974 года 40-е празднование. В городе проводится средневековый фестиваль, более 300 человек в национальных костюмах, игра на волынках (zampogna) и главное зрелище — сцена из Святого Писания с участием живых людей в костюмах, разумеется с настоящим младенцем и часто даже с осликом и коровой. И сайт есть.

4.
Formia_Maranola_2015_15.jpg

Сейчас здесь собираются пожилые горожане. Совсем рядом расположена церковь Благовещения (chiesa della SS Annunziata), в которой в это воскресное утро шла служба, поэтому вокруг было довольно оживленно. Водитель Джованни, которому выпало сомнительное удовольствие возить нас "куда пожелаем" все эти дни, поздоровался с неким аборигеном. Мы уже привыкли, что в таких городках у людей всегда находится если не пара кузенов, то другие родственники и знакомые, с которыми приятно встретиться и поболтать. Но оказалось, что абориген проведет нас по улицам и покажет пару древних маслодавилен, а увенчает экскурсию старый замок.

5.
Formia_Maranola_2015_k_27.jpg

Сразу за входом. Узкие старые улочки.

6.
Formia_Maranola_2015_k_23.jpg

Вот такие дороги-лестницы.

7.
Formia_Maranola_2015_k_20.jpg

Не знаю, насколько характерна картинка для самого севера Италии (не была), но идеально подходит ко всему, что южнее Рима.

8.
Formia_Maranola_2015_10.jpg

Эта фотография нравится мне больше всех (в каждую поездку таких вот, нравящихся по-настоящему, бывает штук 5, не больше). Здесь между прочим колорит средневековья подчеркивается не только старой каменной кладкой и фонарем, но и дохлой крысой (справа внизу). Потом бедное животное весь день вспоминали, припомнили и Тома Сойера и чуму. Хотя сама картинка напоминает мне о Буратино и каморке с нарисованным очагом.

9.
Formia_Maranola_2015_09.jpg

Вариант другой, взгляд  из темноты. Это мы вошли в первую маслодавильню. Абориген просто открыл ее ключиком и мы вошли (об этом чуть позже).

10.
Formia_Maranola_2015_11.jpg

В каждом уважающем себя старом городе много дверей, старых и порой невероятно живописных, их хочется долго рассматривать, но узкие улочки увлекают дальше и дальше.

11.
Formia_Maranola_2015_k_25.jpg

Не все двери закрыты. Иногда можно увидеть и жителей. Здесь, из-за узости пространства, не чувствуешь себя обособленно как в обычных больших городах. Здесь, проходя по улице, ты практически вторгаешься в домашнюю жизнь. Дверь открыта, цветы в горшке, белье на сушилке, табуретка у входа... А тут рыбак чинит сети.

12.
Formia_Maranola_2015_k_26.jpg

Это не простая арка. В 1930-е здесь случился пожар, вот и копоть на стенах, а под ней скрывается старая роспись, поскольку рядом стояло церковное здание. Можно разглядеть фигуры святых и Мадонны. Реставрировали в 1992, о чем сообщает двуязычная табличка на стене рядом.

13.
Formia_Maranola_2015_13.jpg

Огонь мало что пощадил, почти ничего не разглядеть.

14.
Formia_Maranola_2015_k_24.jpg

А вот это — тот самый обещанный "замок", вернее где-то там, за оградой, уцелевшая башня былых укреплений, которую нам хотели показать. Широким уверенным шагом абориген подошел к воротам и достал ключи. Оказалось, нужного нет, но где-то он есть, надо его просто найти. Мы отправились по узким улочкам на второй круг.

15.
Formia_Maranola_2015_07.jpg

Это просто кусочек Маранолы. По пути зашли в симпатичный дворик, куда уже заглядывали раньше, его не портила дохлая крыса. В глубине дворика оказалась маслодавильня, которую мы осмотрели изнутри. Конечно никакой кассы и билетов не было, открыли и вошли. Но внутри все-таки есть намеки на музейную экспозицию. Вокруг выставлены и развешены орудия труда.

16.
Formia_Maranola_2015_k_21.jpg

Плетеные тарелки — то ли для жмыха, то ли для оливок. У нас с языками было сложно, но, как обычно, это совершенно не мешает, правда философские диспуты становятся очень однобокими. Итальянцы говорили только по-итальняски, а мы понимали понемножку и итальянский и английский. Поэтому разъяснения работы маслодавильни слегка хромали. Но никому это не мешало.

17.
Formia_Maranola_2015_03.jpg

Устроено оно обычно так: в центре место, куда насыпают оливки, ослик ходит по кругу и вращает жернов, который давит оливки и масло стекает по желобу в полу, где его собирают.

18.
Formia_Maranola_2015_14.jpg

Наглядная демонстрация. Нам, любознательным, хотелось все-таки разобраться, как же оно тут все работало, поэтому пришлось им "на пальцах" все показывать. Понятно же: масло по застеленному сейчас желобу стекало в каменный резервуар, откуда его вычерпывали и разливали в кувшины.

19.
Formia_Maranola_2015_k_22.jpg

Вот, кстати, коллекция разнообразных кувшинов.

20.
Formia_Maranola_2015_08.jpg

Повсюду на стенах и в нишах расставлены всякие кувшинчики, кружечки и светильники. Есть даже коллекции кованых ключей. Ключей, да не тех. Выйдя из давильни, узкими улочками, в которых текла своя тихая воскресная жизнь, мы вернулись к башне за запертыми воротами. По пути к нам примкнул еще один абориген, еще один Носитель Ключей. Как вскоре выяснилось, ни один его ключ тоже не подошел. Мы полюбовались старинными постройками, потихоньку спустились к исходной точке — церкви и смотровой площадке. В церкви как раз закончилась служба, прихожане не торопясь расходились. Наша компания увеличилась на еще одного местного с мальчиком. Мы в третий раз узкими улочками поднялись к запертой башне. Но и у этого маранольца не оказалось нужного Ключа.
Мы в общем-то были не против и четвертого круга, в Италии вообще как-то очень быстро расслабляешься (не в смысле потери бдительности, а скорее обретения фатализма) и принимаешь мир таким какой он есть. Солнышко светит, ветерок дует, кошки греются, дома вокруг как стояли в XI веке, так стоят и сейчас, и будут стоять еще, и какой смысл волноваться, каро мио? Но сдались наши чичероне, наверное время обеда неумолимо приближалось, в башню мы так и не попали. Помню, когда читала об итальянских путешествиях Мортона, у него там часто встречалось, что для того, чтобы осмотреть некое строение, ему приходилось искать старушку с ключами и она приходила, открывала и они дружески болтали. И мне всегда казалось, что времена старушек с ключами канули безвозвратно, им нет места в нашем мире компьютеров и айфонов. Ничего подобного. В маленьких итальянских городках кое-что меняется очень медленно. Разве что вместо старушки с нами гулял симпатичный молодой человек в джинсах.

21.
Formia_Maranola_2015_12.jpg

Пусть мы и не попали в "замок", зато погрелись на солнышке, полюбовались на окрестности, обнаружили даже местную динамическую трубу: в одном месте между домами получался хороший такой сквозняк. Хотелось прямо-таки как героине Островского раскинуть руки и полететь... Там правда далеко не улетишь, вокруг дома. И не просто дома, а старые церкви, их там несколько рядом. Церковь Св. Луки Евангелиста (chiesa di San Luca Evangelista). В ней фрески XIV века, в часовне фрески и алтарь XVI века. Под алтарем в крипте фрески XIV века. Рядом стоит другая церковь, Мадонны и Святых мучеников (chiesa di Santa Maria dei Martiri), к которой прилепился дом Каноника (XIX век), где собраны различные надписи выбитые на камне древнеримских времен, найденные в округе. В самой церкви Мадонны — смешение стилей. Своды одного из трех нефов — готические, главный алтарь с росписью XVI века, барочные алтари, деревянные статуи XVII и XVIII веков. Стены церкви покрыты фресками XIII и XIV веков. В таких городках в этом нет ничего удивительного. Можно конечно фыркнуть, ведь большой художественной ценности в них обычно нет, но нетрудно представить, с каким чувством на них смотрят жители городка, если до них на эти фрески смотрели их деды, прадеды и дальние пра.

22.
Formia_Maranola_2015_05.jpg

Церковь Благовещения (chiesa della SS. Annunziata) с пристройкой, принадлежащей францисканскому монастырю, построенная в XIV веке графом Онорато Каэтани (его именем, кстати, назван замок на соседнем холме, Кастеллонорато). Готическая церковь с колокольней XIX века. В церкви центральный алтарь украшает триптих (XV век), на котором изображены Богоматерь, святые Франциск Асиззский и Антоний Падуанский.

23.
Formia_Maranola_2015_k_19.jpg

Старые фрески, электрические белые розетки да пластиковое кашпо. В провинциальных итальянских церквях вот это вот всегда вызывает двойственные чувства: часто можно увидеть остатки прежних росписей или интересные архитектурные фрагменты и результаты стремления современного человека чем-то украсить дорогой сердцу храм. Выглядит обычно кошмарненько, но почему-то умилительно: как доказательство жизнеспособности, жизнестойкости и храма, и веры (это я не религиозный человек абасолютно, между прочим, но вот написалось). А может, не веры как Веры, а гармонии отношений людей с окружающим миром.
Осмотрев церковь мы направились к машине. Водитель озабоченно и настойчиво нас о чем-то спрашивал, а я все никак не могла понять, что ему нужно. Часто мелькало слово passeggiata (прогулка). Наконец коллегу осенило: он спрашивает, понравилось ли нам. Видимо, мы недостаточно ярко выражали эмоции. Поэтому в дальнейшем мы старались не скупиться на "Bella! Fantastico! Perfetto!" и "Tutto posto" ("Все отлично").
Мы проехали мимо другого обещанного нам замка, на соседнем холме, Castellonorato. К нему нас подвезли, но высаживать не стали, просто сказали что-то вроде: "вот это замок" и мы поехали в гостиницу. Поскольку, повторюсь, водитель Джованни говорил только по итальянски, а мы понимали с пятое на десятое (я еще могла составить простые фразы), то общение у нас строилось на интуиции и доброжелательности. Так что мы не стали спорить, поехали смирно дальше.

24.
Formia_Maranola_2015_k_18.jpg

Обычно я не фотографирую из окна автомобиля или автобуса — все равно все выйдет смазанным. Но удержаться трудно. Решила сфотографировать на память потому что очень хотелось пройтись там пешком. Между прочим старым городом список местных достопримечательностей не исчерпывается. Неподалеку, точнее на вершине горы Спасителя (Monte Redentore, 1252 м надо уровнем моря) расположены еще два памятника: храм Св. Михаила Архангела (Santuario di San Michele Arcangelo) и статуя Христа Спасителя (Monumento a Gesu Redentore). Храм, церковь XVII века, возведенная на остатках бенедиктинского монастыря (VIII век) с известняковым фасадом, скрывающим пещеру с неиссякающим источником и статуей Архангела из черного вулканического туфа. Чугунная статуя высотой около 6 м была возведена в 1900 году вместе с еще 19 памятниками на вершинах гор чтобы отпраздновать начало нового века. На фотографиях в сети выглядит интересно, но как туда добраться — вот вопрос. Наверняка последнюю часть пути придется идти пешком.

25.
Formia_Maranola_2015_25.jpg

Приехали мы в гостиницу, свободное время нам дали до 16:00. Мы сходили в магазин и устроили во дворе гостиницы пикник. Бутылочка вина, помидорки, оливки, хлеб, моцарелла и другие интересные сыры, посуду взяли в ресторане. Скромная крестьянская трапеза. И так хорошо мы сели, на солнышке, у моря... Минут 15 мы наслаждались, но руководство не могло не вмешаться, приехав на час раньше срока. Пришлось все сворачивать. И поехали мы в Гаэту. Но об этом позже.

Formia_Maranola_2015_26.jpg