?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Предисловие здесь.

Активная ссылка при публикации на сторонних сайтах обязательна.

Маранола, Гаэта: мавзолей, собор и музей Фонди и Сан Маньо, Итри Чочария: Чертоза ди Тризульти
Чочария: Алатри, Вероли, Казамари... Тарквиния-Корнето Ассизи, Ассизи и Рим

День третий, продолжение. Прогулка по городу Фонди (Fondi)
Продолжаем. 14 фотографий.

Простившись с аббатством Сан Маньо, мы поехали в городок Фонди, посмотреть еще раз на его замок и просто погулять. Здесь мы тоже были четыре года назад, уже совсем вечером, в темноте и под дождем. В этом была своя прелесть, но хотелось рассмотреть Фонди и при солнечном свете).
Городок древний, много повидавший, и разрушали его варвары, и жгли пираты и был он центром культурной жизни в эпоху Возрождения, пережил упадок и бомбежки второй мировой. Сейчас это центр сельского хозяйства, здесь расположен огромный оптовый рынок овощей, чуть ли не крупнейший в Италии и второй в Европе. Да и воскресный городской рынок с одеждой, обувью и продуктами стоит посетить. Хотя специально ехать издалека наверное смысла не имеет.

Однако начнем с начала.[С истории города]

Территория, на которой Фонди расположен сегодня, изначально была населена народом гор Аурунчи, а позже – вольсками (Vosci – вообще-то "вольши" по правилам итальянской фонетики, видимо, так сложилось исторически, по аналогии с этрусками).

Не так давно удалось обнаружить доримское ядро города – небольшое поселение на возвышенности, укрепленное кольцом стен, в местечке Пианара (Pianara), в 2,5 км на восток от города. Сейчас там остались только фрагменты стен. Была высказана гипотеза, что наконец-то найден мифический город греческих поселенцев Амикла (Amyclae), основанный Диоскурами из Лаконии и Главком, сыном критского царя Миноса. Город исчез то ли из-за нашествия змей, то ли из-за обета молчания жителей, не давших вовремя сигнал тревоги. Его не стало уже к II веку до н.э. Однако, скорее всего, это было небольшое поселение местных, возможно вольсков. В Италии масса мест, названия которых якобы связаны со знаменитыми гомеровскими героями.

Основание же Фонди связывают с именем Геракла. Видимо, в древности было непрестижно просто прийти и поселиться где-то, нужна была красивая легенда и солидное, овеянное славой имя какого-нибудь героя. Древние фондийцы выбрали Десятый подвиг Геракла, "Коровы Гериона", а точнее ту его часть, где Геракл уже совершил все главные деяния этого подвига и гнал себе чудесных коров в Микены, но в Италии разбойник Как (Cacus) похитил часть коров и загнал их в пещеру. Если бы одна из коров не замычала, трудно пришлось бы герою, а так он убил Кака и благополучно доставил коров, по пути еще успев переспать с полудевицей-полузмеей, от чего произошли скифы.

Первое историческое упоминание Фонди датируется IV веком до н.э., когда ему, наряду с Формией, было дано римское гражданство без права голоса. После провала восстания во главе с Витрувием Вакко (330 г. до н.э.) Фонди оставался римской префектурой, а в 188 году до н.э. получил полное гражданство.

Фонди упоминается в древних источниках как место рождения Ливии Друзиллы, жены императора Августа и матери Тиберия (это ей принадлежал Дом Ливии на Палатинском холме в Риме). В Фонди производилось знаменитое Чекубо (Cecubo), крепкое белое вино, которое нахваливали Гораций и Марциал, а Плиний Старший называл лучшим. Здесь же проходила Аппиева дорога.

В 846 году Фонди был сожжен сарацинами, которые оставались в нем еще 30 лет, в 877 году они были разгромлены в битве при Чирчео и Фонди стал частью герцогства Гаэты (эти же даты упоминаются в описании жизни святого Магна, аббатство Сан Маньо).

В 1140 Фонди отходит во владение семейства Л’Аквила, а в 1299 – баронам Каэтани, при которых Фонди в течении двух столетий был центром и власти, и художественного развития. В 1378 именно здесь был избран антипапа Климент VII. Фонди стали называть "городом сатаны". Однако Каэтани потеряли Фонди в конце XV века, город был передан кондотьеру Просперо Колонна. А вскоре появилась Джулия Гонзага и город расцвел как никогда, но ненадолго.

В 1534 Фонди был захвачен Барбароссой, потом еще раз захвачен в 1594, и после этого так никогда и не оправился полностью. В 1633 эпидемия малярии нанесла по городу сильный удар: от 10 000 человек осталось 332 (тогда же закончила свое существование и еврейская община Фонди).

В 1818 году уменьшающийся город, окруженный малярийными болотами и разбойничьими шайками, лишился кафедры епископа, существовавшей здесь с раннего христианства.

(вики русская, итальянская, английская и пара других сайтов).

1. Нас привезли в центр города, к замку, высадили из машины и отпустили на все четыре стороны.
Мы не подготовились к посещению Фонди заранее, у меня не было ни его карты, ни какой-то распечатанной информации из интернета, только мой любимый зеленый путеводитель по Лацио, который я вожу с собой. Но он на итальянском и, к сожалению, без карты Фонди. Так что пошли мы, куда глаза глядят, причем разошлись в разные стороны. И по-моему (могу ошибаться, конечно) в Фонди нет ансамбля старого города. Есть замок, рядом дворец довольно скромного вида и есть отдельные церкви, всё – неподалеку от замка.

2. Повторюсь, специально ехать сюда большого смысла не имеет, но если оказались поблизости, можно приятно пару часов провести. Когда мы приехали, замок-музей был закрыт, я только заглянула в большую стеклянную дверь, увидела пустой чистый двор, никакого средневекового колорита, вроде пушечных ядер или прикованных скелетов.

Замок строился в три этапа: сначала, в начале XIII века, основание или цоколь; потом через сто лет было построено квадратное в плане здание и угловые башни. А во второй половине XV века – сторожевая башня или донжон.

Строительство начали с перестройки городских стен. В 1840 со стен был убраны зубцы, "из соображений безопасности", видимо, чтобы не свалились кому-нибудь на голову. В 1861 подобно многим другим европейским замкам, баронский замок был превращен в тюрьму и оставался ею до 1931. В наши дни в замке расположен городской музей, который содержит много сокровищ римской эпохи.

3. Здесь хорошо видны все части замка, а также (слева) переход во дворец Каэтани. Дворец сейчас выглядит очень скромно, совсем не дворцом, во всяком случае со стороны площади – ни законченного фасада, ни единого ансамбля – несколько зданий, слепленных вместе и несколько изящных элементов (узорчатые окна и наружные печные трубы).

4. Еще один лист из альбома "Живописное путешествие из Рима в Неаполь" (1839) работы архитектора Луиджи Россини. Дворец слева выглядит кучкой лачужек. Впрочем, расцвет дворца пришелся на XV век, когда благодаря осторожной политике семейства Каэтани и положению у Аппиевой дороги весь Фонди переживал период подъема, богатства и вообще все было хорошо.

5. Туристы, полюбовавшись на мощные башни замка, на развалины древнеримских терм на площади, совершенно естественным, можно сказать, неизбежным путем, попадают на широкую пешеходную улицу с подстриженными деревьями и скамеечками под ними. На скамеечках расположилось большое количество дедушек. Некоторые сидят или бродят вокруг с внуками, видимо, обучают тонкостям такой жизни. Пройдя по этой улице, турист выходит на площадь перед церковью святого Франциска (на фото она за спиной фотографа).

6. Церковь святого Франциска. Была построена около 1363 по заказу Онорато I Каэтани на месте францисканского здания, о чем говорит надпись на портале. К 1466 перешла к монахам-неаполитанцам францисканского ордена Фрати Минори Оссерванти. Во время французской оккупации была закрыта, вновь открылась в 1843–1866. Монахи смогли ненадолго вернуться в церковь в 1881 году. Во время второй мировой войны здания монастыря были сильно повреждены. В 1946 монастырь был восстановлен и в настоящее время (с 1968 года) здесь действует небольшая религиозная община.

7. Внутрь церкви мы не попали, было закрыто. Прошлись по внутреннему дворику и, поозиравшись, бесплатно воспользовались удобствами. Судя по звукам за соседними дверьми, там в это время в проходило какое-то занятие для детей, может быть, поэтому мы никого не встретили.

8. Старый дом где-то рядом с замком. Зубцы в виде ласточкина хвоста — владельцы принадлежали к "гибеллинам" (оказывается, гвельфы и гибеллины даже овощи разрезали по-разному, одни вдоль, другие поперек, зато на пиру все сразу узнавали своих и чужих — если играли по-честному, разумеется). Пожалуй здесь можно рассказать о любимице и гордости Фонди (даже сейчас, спустя пятьсот лет) — Джулии Гонзаге, хотя она не имела отношения к этому давнему противостоянию.

[Spoiler (click to open)]

Джулия Гонзага Колонна, графиня Фонди и герцогиня Траетто (совр. Минтурно, городок неподалеку) (1513—1566) — звезда средневекового Фонди, романтическая героиня вымыслов и реальных событий.

Ее бабушка происходила из знатного рода, возводящего себя к царю-волхву Бальтазару. Но, что было более важно для судьбы юной Джулии, бабушка была близкой подругой знаменитой Изабеллы д'Эсте. Когда Изабелла в 1525 году решила ехать в Рим чтобы сделать своего среднего сына, Эрколе, кардиналом, она постаралась собрать в своей свите как можно больше красавиц. 12-летняя Джулия оказалась в этом кругу, приехала в Рим, наслаждалась жизнью при блестящем дворе Изабеллы. Однако недолго — августе 1526 Джулию выдали замуж за графа Веспасиано Колонна, который был старше невесты то ли на 20 то ли на 30 лет (дата его рождения точно не установлена, между 1480 и 1490). Первая его жена умерла чуть больше года назад, но с ним осталась дочь Изабелла, ровесница новой невесты.

В 1528 году не оправившись после ранения граф умер и оставил хитрое завещание — Джулия всё получает если не выйдет замуж вторично, иначе все отойдет Изабелле. А если Изабелла выйдет замуж именно за Ипполито Медичи и даст детям своим фамилию Колонна, то получит в приданое 30 тысяч дукатов.

Двумя богатыми молоденькими (15 лет) аристократками тут же заинтересовались хищные родственники и знакомые. Причем дело дошло до осады замка, где укрылись красавицы. Приехал брат Джулии, Луиджи Гонзага, прозванный Rodomonte за свою силу и храбрость (сейчас словарь переводит как "хвастун" и "фанфарон", еще Луиджи называли "Сорвиголовой").

Изабелла влюбляется в Луиджи, Джулия влюбляется в Ипполито, предназначенного папенькой в мужья Изабелле... Но завещание покойного Веспасиано никуда не делось. Поэтому Изабелла и Луиджи обручаются тайно, а Джулия остается формально незамужем.

Вот они, все четверо — Джулия, Ипполито, Луиджи и Изабелла.

Летом 1534 года к берегу у Сперлонги прибыл флот Барбароссы. Разграбив эту рыбацкую деревню, пираты направились в Фонди. Церкви разграблены, жители перебиты или угнаны в рабство, дома сожжены.

Тут опять романтика. Джулия в ночной рубашке выбирается с доверенным слугой из дворца и в ночи они скачут на лошадях в Камподимеле неподалеку.

Позже на этом материале было придумано несколько красивых, готических даже легенд: и пират-то приплыл сюда специально, чтобы выкрасть Джулию и отвезти ее султану Сулейману I, и слугу, видевшего неположенное, умертвили. Впрочем, поговаривали и о том, что пирата приманили все те же родственнички, жаждавшие наследства покойного Веспасиано.

А через год, тоже летом в соседнем городке Итри (о котором тоже расскажу) на руках у Джулии умирает Ипполито — то ли от малярии, то ли от яда Алессандро Медичи. Вроде бы Ипполито совсем было решил отказаться от кардинальского сана чтобы жениться на Джулии, вроде бы она приняла его предложение, но смерть нарушила их планы. Джулии было то ли 21, то ли 22 года, Ипполито на два года старше. Вскоре она перебирается в Неаполь, в монастырь кармелиток и живет там до самого конца. Умерла она весной 1566 года.

В то время, когда Джулия жила в Фонди, городок расцвел, его называли "Маленькими Афинами", так изысканно и образованно было общество, принимаемое во дворце.


9. Главный храм Фонди – церковь святого апостола Петра, расположенная рядом с замком, можно сказать, за углом, да еще и с прилепившимся домом, нарушающим цельность фасада.

Здание стоит на месте храма, посвященного Юпитеру. Изначально церковь была посвящена Богородице, потом разрушена, перестроена и заново освящена в 1138 году. Портал принадлежал первоначальной церкви. Над сводом портала – статуя святого Петра, сидящего на троне, приписываемая Арнольфо ди Камбио (1302 год). Мозаики – современной работы, 1970-х годов.

10. Барельеф покрупнее: в центре – Христос, слева от него (справа на фото) святой Павел, святой Гонорий, похожий на сердитую восточную даму и херувим с подсвечником, справа – святой Петр, святой Иоанн Богослов и херувим с кадилом. Ангелы на фотографии не поместились, но они там есть, подавленные важностью задачи. Гласски на любой вкус.

11. Колонны по бокам стоят на животных: справа – баран, подавленный львом со стершейся мордой, слева – лев, никого не подавляющий (на фото). Здесь тоже гласски и ноздри. Зато грива почти не пострадала от времени.

12. Каменная кладка улиц. Конечно, не Аппиева дорога, но, как мне кажется, тоже что-то очень старое. Уютные полированнные временем, чистые, заметьте, плиты.

13. Наверняка по ним приятно идти лапками. А летом они еще и теплые.

14. С этой порцией фондийских дедушек у нас произошло микроскопическое непонимание. Насколько я помню, мы, по незнанию, заняли стратегически важную для вечернего их развлечения скамейку. Испепелив нас суровыми взглядами, дедушки расселись на скамье и предались привычным наблюдениям и обсуждениям. А мы наконец-то дождались нашего потерявшегося водителя с машиной и поехали в Итри.